misologus ([info]misologus) wrote,
@ 2009-05-27 19:39:00
Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend  Next Entry
Константин Федин
Из "Фельетона о языке и критике"
___
За последнее время со странной последовательностью заменяют глагол "мочь" глаголом "суметь".
...
В Кисловодске доктор, прописывая лечение Ольге Дмитриевне Форш спросил:
- Сумеете ли вы принять десять ванн?
- Я думаю, - сказала Форш, - это не очень трудно.
- То есть как не трудно?
- Думаю, говорю, что хитрости тут нет.
- Какой хитрости? Я спрашиваю, сумеете ли вы принять десять ванн?
- Н-не знаю... М-может, здесь, в Кисловодске, как-нибудь особенно устроено... У меня дома...
- Позвольте, - прервал доктор, - долго ли вы намереваетесь здесь пробыть? Сумеете ли вы принять...
Он решил, что перед ним бестолковая пациентка...
___
Из русских суффиксов родился в рубашке "ка". Всем известны "столовка", "пьянка", немало подобных слов обращалось в дореволюционное время. Любопытно отметить новое - "афинка" (афинская ночь).
___
Уже давно не различают слов "одеть" и "надеть". ... Выражение это так вкоренилось, что - по противоположности понятий - нынче стали в соответствующих случаях употреблять и слово "раздеть" - "раздеть пальто". В самом деле, если его можно "одеть", то почему нельзя "раздеть"?

___
Недавно редакция газеты "Известия" опубликовала протест против несвоевременной доставки очень важной телеграммы. Протест заканчивался так:
"Благодаря безобразной работе телеграфа, газета лишилась необходимой информации..."
Может быть, за "безобразную работу" служащие телеграфа были представлены к награде? Не всякий удостоится благодарности "Известий".
(Звезда, 1929, №9).

Просто нравится, как он пишет.
Чем, интересно, так примечательна афинка, афинская ночь?
__________
Выяснилось, это оргия. Афинские вечера (ночи) - разнузданные оргии, кутежи (Ушаков).



(18 comments) - (Post a new comment)


[info]alegor
2009-05-27 05:43 pm UTC (link)
Да, красиво.
У меня не так давно был разговор, похожий на этот диалог с доктором, с одной дамой, своеобразно употреблявшей слово "выбрать". Она говорила, что нужно выбрать некий документ, а я отвечал, что выбирать-то нечего, он всего один. Она удивлялась и говорила, что его-то и надо выбрать. Я не сразу понял, что имелось в виду вынуть, достать.

(Reply to this) (Thread)


[info]misologus
2009-05-27 06:10 pm UTC (link)
Интересно! Подумала, что я, бывает, употребляю слово "выбрать", когда выделяю мышкой файл в папке, даже если он единственный. Есть у нас с этой дамой нечто общее...

(Reply to this) (Parent)

Афинские ночи
[info]vadim_i_z
2009-05-27 05:50 pm UTC (link)
Судя по Искандеру, нечто неприличное:

Но к нашему великому негодованию порнографический фильм оказался вполне целомудренным, на уровне греческого соцреализма. Вот тебе и Афинские ночи.

Ну и

Туристы один за другим с предсмертным воплем летели в бездну и тут же бултыхались в довольно глубокий бочаг, служивший вполне безопасным тормозящим устройством.
Каждый раз после того, как кто-нибудь летел вниз, сверху раздавался демонический хохот хироманта. Проводив всех в бездну, он вместе с фавориткой обрушивался вниз, на лету издавая радостный вопль.
- Афинские ночи!
Это была его любимая шутка, которая ему никогда не надоедала.


Edited at 2009-05-27 05:51 pm UTC

(Reply to this) (Thread)

Да, неприличное
[info]misologus
2009-05-27 06:05 pm UTC (link)
У Ушакова, оказывается, есть! Поленилась сразу заглянуть.
Афинские вечера (ночи) - разнузданные оргии, кутежи.

(Reply to this) (Parent)


[info]meshko
2009-05-27 05:57 pm UTC (link)
Не задумывался о разнице между "смочь" и "суметь". Мне кажется, это неправильное употребление не прижилось? А "благодаря" наоборот стало вроде как нормой?
С суффиксами не понял. Что можно сделать с "пьянкой" без этого суффикса? Как её ещё назвать-то?

(Reply to this) (Thread)


[info]misologus
2009-05-27 06:17 pm UTC (link)
Путаница "смочь" и "суметь" и сейчас встречается. "Благодаря" тоже, но это не норма (т. е. можно сказать "Благодаря усердию он добился цели", но нельзя - "Благодаря пожару он остался без дома", т. к. благодарить тут не за что). С суффиксом речь о том, что -ка необыкновенно живуч и продуктивен, Федин согласен, что без него никак. Пьянка просто пример.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]meshko
2009-05-27 08:35 pm UTC (link)
Даже как-то обидно, что "афинки" не прижились. Может, я просто не в тех кругах вращаюсь.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]misologus
2009-05-28 05:48 am UTC (link)
Да нет, это просто в прежнее время всё лучше было.

(Reply to this) (Parent)


[info]nepouse4epyasu
2009-05-27 09:55 pm UTC (link)
Соотношение между "мочь" и "суметь" у того доктора, тем самым, в точности такое же, как между нынешними "трудно" и "сложно"?

(Reply to this) (Thread)


[info]misologus
2009-05-28 05:49 am UTC (link)
А и правда, похоже!

(Reply to this) (Parent)


[info]anoushe
2009-05-28 07:10 am UTC (link)
А мне вот буквально вчера рассказали, что актеры на ТТП везде заменяют переводческое "надо" на "нужно". Интересно, что это им в голову взбрело?

(Reply to this) (Thread)


[info]misologus
2009-05-28 07:57 am UTC (link)
Глупость взбрела, по-моему. С "надо" вместо "надобно" боролись в начале прошлого века. В "Живой как жизнь" об этом есть. Сейчас "надо" уже вполне нормальное слово, в словаре сказано "То же, что нужно". Хотя мне кажется, что "нужно" выражает необходимость более категорично.
Давно не виделись, надо как-нибудь встретиться - тут вряд ли скажу "нужно".
Нужно вызвать врача, человеку плохо - тут можно бы и "надо", но я скорее скажу "нужно".
Такие самонаблюдения.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]anoushe
2009-05-28 08:14 am UTC (link)
Мне тоже кажется, что это глупость. Но у них вообще случается.
А вот степень категоричности в моем представлении у них обратная :) Мне "надо" кажется более уверенным и настоятельным. Хотя, с другой стороны, "надо бы" - можно, а вот "нужно бы", вроде, уже и не скажешь.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]misologus
2009-05-28 08:57 am UTC (link)
Ну, как же. Ведь нужда - более острая необходимость, чем надобность, разве нет?
Нужно бы - нормально, по-моему. (Скромно стоя за креслом мужа: "Нужно бы ёлку вынести"...)

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]anoushe
2009-05-28 09:13 am UTC (link)
Пожалуй, да. Но с другой стороны, у меня в голове звучит "Партия сказала "надо", комсомол ответил "есть"! А еще в детстве на мое "не хочу" мне очень часто говорили "есть такое слово "надо"! В эти контексты я как-то не могу подставить "нужно".
А еще я только что подумала, что "надо бы" для меня звучит естественнее "нужно бы", т.к. в первом случае "бы" смягчает сверхкатегоричное "надо", а во втором - и без того довольно мягкое "нужно".

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]misologus
2009-05-28 02:04 pm UTC (link)
Да, безусловно, есть контексты, куда "нужно" не подставишь. "Нужно" без дополнения употребляется обычно детьми в смысле "нужно проводить в туалет". Так что если на ТТП озвучивают: "Партия сказала "нужно"... - то это забавно.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


(Anonymous)
2009-05-28 02:11 pm UTC (link)
Я все-таки надеюсь, что до "партия сказала "нужно" дело не дошло :) Хотя в целом они забавные, да.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]anoushe
2009-05-28 02:13 pm UTC (link)
Это была я :)

(Reply to this) (Parent)


(18 comments) - (Post a new comment)

Create an Account
Forgot your login or password?
Login w/ OpenID
English • Español • Deutsch • Русский…